Санкт-Петербург

Загрузка курсов...

Предложить новость
Новости
«НЕВА 2025»: в Петербурге показали первое в России водородное судно
Мероприятие посетило более 700 компаний из 20 стран.
Опубликовано:28.09.2025 / 15:01
Общество
Автор: Ксения Загальская
«НЕВА 2025»: в Петербурге показали первое в России водородное судно
РУ Информ

В Экспофоруме завершилась 18-я международная выставка судостроения и морской отрасли «НЕВА 2025». Это одна из крупнейших в России профессиональных площадок, посвященных гражданскому судостроению, судоходству и развитию портовой инфраструктуры. Традиционно событие объединило свыше 700 компаний, представивших свои разработки и технологии.

В этом году у Северной столицы появился собственный стенд. Петербургские предприятия представили здесь образцы морской робототехники: отечественные безэкипажные катера с интеллектуальными системами управления, бортовую и береговую электронику, а также программное обеспечение для координации работы беспилотного флота.

Отдельное внимание гостей привлек комплекс «Оркан», оснащенный российскими гидроакустическими системами. В «Морспасслужбе» подчеркивают: это судно — важный шаг в развитии отечественной морской техники, способный вывести гидрографические исследования в стране на новый уровень. Проект был впервые представлен осенью прошлого года.

ID content_block: 30575
РУ Информ

Главная премьера «НЕВЫ 2025» — не макет, а реальное судно. Корпорация «Ак Барс» показала водородное прогулочно-экскурсионное судно — первое в России и лишь одиннадцатое в мире. Работа над проектом стартовала в 2023 году. Установку разработали в Крыловском государственном научном центре, а само судно построили на Зеленодольском заводе.

ID content_block: 30577
РУ Информ
Цитата:
«Цель – связать водородные технологии с судоходством. В автотранспорте такие проекты есть, а на воде мы сделали это впервые. Водородная установка вырабатывает электроэнергию, которая аккумулируется, распределяется и подается на два электродвигателя. Нет никакого шума, так как здесь нет никаких трущихся деталей», — рассказал «РУ Информ» советник генерального директора «Ак Барс» Ильдар Мингалеев.
ID content_block: 30579
РУ Информ

Коэффициент полезного действия приближается к 60 %. К примеру, если взять любой двигатель внутреннего сгорания, будь то бензин или дизель, то получим всего 33-34 %. При этом такое судно может работать до семи часов.

Цитата:
«Водород вырабатывается на берегу методом гидролиза. Из 9 литров подготовленной воды получается 1 литр водорода», — отметил Ильдар Мингалеев.

Теплоход «Чайка», который работает на сжиженном природном газе, тоже был создан при участии «Ак Барс». На судне оборудован комфортабельный пассажирский салон на 176 человек.

Цитата:
«Мы получили большой опыт при создании «Чайки». На это ушло 8 месяцев. Если бы не эта работа, вероятно, мы не смогли сделать водородное судно», — сказал Ильдар Мингалеев.
ID content_block: 30584
РУ Информ

Водородное прогулочное судно определенно будет благоприятно влиять на экологию. Как подчеркнул Мингалеев, главной отличительной особенностью судна является экономия и экологичность.

Цитата:
«Водород взаимодействует с кислородом и получается теплая вода. Воздух отреагировал, отдал кислород. Он же не стал беднее. Вообще нет никаких примесей. Нет серы, азота, углерода», — добавил Ильдар Мингалеев.
ID content_block: 30587
РУ Информ

В корпорации планируют запустить проект совместно с Правительством Иркутской области. Здесь хотят использовать водородные суда и автобусы для пассажирских перевозок на Байкал. В этом регионе все используется на бензине, дизеле и мазуте.

Регионом-партнером в этом году выступил Приморский край, где в 2024-м впервые состоялся Морской конгресс. Это событие, как отметили в регионе, прошло с большим успехом. Тогда его участниками стали свыше 1500 человек и были подписаны несколько десятков соглашений о взаимодействии бизнеса, власти и финансовых институтов. Следующий конгресс запланирован на 2026 год.

ID content_block: 30591
РУ Информ
Цитата:
«Дальний Восток входит в число лидеров судостроительной отрасли России. И судостроение, судоремонт – это основа нашей промышленности в силу специфики региона. Именно у нас расположена первая в России судоверфь крупнотоннажного судостроения - судостроительный комплекс «Звезда»», — заявила журналистам директор Центра развития промышленности Приморского края Лариса Переверзева.

Участниками «НЕВЫ 2025» стали представители 20 иностранных государств, которые заинтересованы в российском рынке. Некоторые покупали место под свой стенд, другие же, приезжали посмотреть, чтобы оценить перспективу. Озгур Барис из Стамбула работает в «Trabzon Shipyard». Компания специализируется на строительстве морских и речных судов. Мужчина рассказал, что ранее их компания была экспонентом и рекламировалась на этой выставке, но сейчас, из-за санкций,  внутри организации есть опасения. Примечательно, но другие турецкие компании представили свои стенды на «НЕВЕ». Одна из них – « Bulut Shipyard».

Цитата:
«Организация этой выставки замечательная. Надеюсь, в следующий раз мы представим здесь наш стенд. Я был во многих городах России, но в Петербурге впервые. Мне здесь очень нравится. Город и люди потрясающие. Все классно», — рассказал «РУ Информ» Озгур Барис.
ID content_block: 30595
РУ Информ

Выставка «НЕВА» была основана в 1990 году по совместному указанию Министерства судостроительной промышленности СССР и Министерства морского флота СССР. С 1991 года выставка проводится в Петербурге, и с тех пор ее организуют каждые два года.

Напомним, «НЕВА 2025» проходила в Северной столице с 23 по 26 сентября.