
В Экспофоруме завершилась 18-я международная выставка судостроения и морской отрасли «НЕВА 2025». Это одна из крупнейших в России профессиональных площадок, посвященных гражданскому судостроению, судоходству и развитию портовой инфраструктуры. Традиционно событие объединило свыше 700 компаний, представивших свои разработки и технологии.
В этом году у Северной столицы появился собственный стенд. Петербургские предприятия представили здесь образцы морской робототехники: отечественные безэкипажные катера с интеллектуальными системами управления, бортовую и береговую электронику, а также программное обеспечение для координации работы беспилотного флота.
Отдельное внимание гостей привлек комплекс «Оркан», оснащенный российскими гидроакустическими системами. В «Морспасслужбе» подчеркивают: это судно — важный шаг в развитии отечественной морской техники, способный вывести гидрографические исследования в стране на новый уровень. Проект был впервые представлен осенью прошлого года.

Главная премьера «НЕВЫ 2025» — не макет, а реальное судно. Корпорация «Ак Барс» показала водородное прогулочно-экскурсионное судно — первое в России и лишь одиннадцатое в мире. Работа над проектом стартовала в 2023 году. Установку разработали в Крыловском государственном научном центре, а само судно построили на Зеленодольском заводе.


Коэффициент полезного действия приближается к 60 %. К примеру, если взять любой двигатель внутреннего сгорания, будь то бензин или дизель, то получим всего 33-34 %. При этом такое судно может работать до семи часов.
Теплоход «Чайка», который работает на сжиженном природном газе, тоже был создан при участии «Ак Барс». На судне оборудован комфортабельный пассажирский салон на 176 человек.

Водородное прогулочное судно определенно будет благоприятно влиять на экологию. Как подчеркнул Мингалеев, главной отличительной особенностью судна является экономия и экологичность.

В корпорации планируют запустить проект совместно с Правительством Иркутской области. Здесь хотят использовать водородные суда и автобусы для пассажирских перевозок на Байкал. В этом регионе все используется на бензине, дизеле и мазуте.
Регионом-партнером в этом году выступил Приморский край, где в 2024-м впервые состоялся Морской конгресс. Это событие, как отметили в регионе, прошло с большим успехом. Тогда его участниками стали свыше 1500 человек и были подписаны несколько десятков соглашений о взаимодействии бизнеса, власти и финансовых институтов. Следующий конгресс запланирован на 2026 год.

Участниками «НЕВЫ 2025» стали представители 20 иностранных государств, которые заинтересованы в российском рынке. Некоторые покупали место под свой стенд, другие же, приезжали посмотреть, чтобы оценить перспективу. Озгур Барис из Стамбула работает в «Trabzon Shipyard». Компания специализируется на строительстве морских и речных судов. Мужчина рассказал, что ранее их компания была экспонентом и рекламировалась на этой выставке, но сейчас, из-за санкций, внутри организации есть опасения. Примечательно, но другие турецкие компании представили свои стенды на «НЕВЕ». Одна из них – « Bulut Shipyard».

Выставка «НЕВА» была основана в 1990 году по совместному указанию Министерства судостроительной промышленности СССР и Министерства морского флота СССР. С 1991 года выставка проводится в Петербурге, и с тех пор ее организуют каждые два года.
Напомним, «НЕВА 2025» проходила в Северной столице с 23 по 26 сентября.