Санкт-Петербург

Загрузка курсов...

Предложить новость
Новости
Слияние стихии с романтикой: мужской и женский взгляд на Северный флот
От военных моряков редко услышишь про романтику океана и «две трети земного шара». Океан для них стихия, которая покоряется отважным, трудолюбивым, ответственным и целеустремленным. Сегодняшний гость рубрики «Интервью без галстуков» именно такой. Капитан I ранга в запасе Игорь Горелов, первый командир атомного подводного крейсера «Северодвинск», а ныне руководитель приемной губернатора Ленинградской области в Сосновом Бору.
Опубликовано:27.07.2025 / 09:35
Общество
Автор: Наталия Казакова
Слияние стихии с романтикой: мужской и женский взгляд на Северный флот
Фото с личной странички Игоря Горелова во "ВКонтакте"
– Игорь Игорвич, от всей души поздравляем вас с Днем ВМФ! Но начнем, если позволите, с небольшой провокации. Правда ли, что моряки, особенно подплав, посматривают на других военных свысока, считают себя «белой косточкой»?
Нет, конечно. Ничего подобного не ощущаю! Военные моряки России всегда были плоть от плоти народа, его частью. Да, они – самые лучшие: образованные, технически развитые, но тем не менее никакой особой «белой косточкой» они не являются. Это те люди, которые любят море, любят Родину и готовы отдать за нее жизнь.
«Есть такая профессия Родину защищать» – это про династию Гореловых. История семьи неразрывна с историей флота, лучшая ее иллюстрация. Оба деда капитана I ранга Горелова служили во флоте. Дедушка по материнской линии, Василий Васильевич Алексеев начинал в морчастях погранвойск, но уже в 1941 году стал начальником заставы на границе с Манчжурией, так и перебрался «на берег». Алексей Захарович Горелов, дедушка по отцовской линии, закончил службу капитаном I ранга, служил по очереди на всех флотах Советского союза. Начинал в 1941 году с защиты Прибалтики, потом Ленинграда, перед увольнением в запас снова вернулся на Балтику.
Отец, Игорь Алексеевич, начинал на подлодке 671 проекта К‑38 под командованием Е. Д. Чернова, тогда еще не прославленного адмирала и не Героя Советского Союза. Продолжил службу на кораблях нового проекта. Погиб в начале 1980-х в Атлантическом океане, на боевом посту, за героизм и мужество, проявленные в дальнем походе, посмертно награжден орденом «Красной Звезды». Сам Игорь Игоревич стал первым командиром «Северодвинска» – головного атомного подводного крейсера «К‑560» 11 дивизии подводных лодок Северного Флота. Младший брат, Олег, тоже офицер ВМФ в отставке. Служил в 7 дивизии атомных подводных лодок в Видяево.  А сейчас уже и младший Горелов, тоже Игорь Игоревич несет свою офицерскую службу на Северном флоте.
ID content_block: 17859
Фото с личной странички Игоря Горелова во "ВКонтакте"
– Как думаете, почему именно у военных настолько сильны семейные традиции?

–  Так это же очень просто! Естественный отбор не Дарвином придуман, а природой, и существует очень давно. Каждая профессия, каждая специальность требует своей душевной склонности, характера и особенности строения организма. Кого не укачивает и кому нравится море, идут во флот, небо – в авиацию. А кто любит землю копать и тяжелое таскать, идет в пехоту. И, соответственно, по своим душевным склонностям люди выбирают не только профессии, но и подруг, рожают детей, воспитывают их. Я считаю высшим показателем родительских заслуг тот факт, когда дети, сознательно выбирая свой жизненный путь, следуют по стопам отцов и дедов. Это значит, родители были авторитетом, значит, они состоялись как родители.

На память от деда-моряка у Игоря Горелова остался кортик. Конечно, это не единственная памятная вещь, к памяти и традициям в этой семье относятся очень бережно,  но настоящая семейная реликвия. Сейчас кортик у сына.
–  Не могу не спросить про женскую половину семьи. Как супруга относилась к тому, что вас большую часть года нету дома?

–  Правильно относилась. Ее дедушка как и мой, служил на артиллерийских крейсерах Северного Флота а отец – вместе с моим на атомных подводных лодках, поэтому у нас все нормально.

Скупое мужское «нормально», но что же оно означает с женской точки зрения. Никто лучше о нем не расскажет, чем жена офицера-подводника. Знакомьтесь, Марина Руденко, наша коллега-журналист и супруга капитана I I ранга Евгения Ивановича Руденко.
ID content_block: 17866
Фото с личной странички Марины Руденко во "ВКонтакте"
– На крепкие браки происхождение не влияет. Правда нам, офицерским дочкам, было проще адаптироваться к суровой жизни в маленьких северных гарнизонах. Столичные девчонки часто не выдерживали отсутствия цивилизации. А потом, молодость, гормоны играют… И у мужчин играли, бывало. Особенно летом, когда жены с детьми уезжали на «большую землю». Разводы тоже случались. Но в моем окружении, среди моих друзей, а нас – четыре пары, все живут с курсантских времен и до пенсии: уже по 30-40 лет. В любви и согласии, и иногда с битьем посуды, – смеясь рассказывает Марина.
Но самое главное, что явствует из ее рассказа: дружба та, гарнизонная, стала крепче железа. За эти годы друзья стали практически семьей, иногда ближе, чем родня. Марина считает, что ей невероятно повезло.
ID content_block: 17869
Фото с личной странички Марины Руденко во "ВКонтакте"

– Жизнь каждого гарнизона полна историй, которые можно публиковать под рубрикой «Подвиг». Немало в ней и таких сюжетов, которые могли бы послужить основой для самых лихо закрученных мыльных опер. Любовь и ревность, верность и вероломство – все это в условиях обособленности отдаленного поселения проявляется наиболее остро.

В апреле 1989 года на наш гарнизон спустилась тьма. В 42-х семьях не дождались назад мужей и отцов, ушедших в поход на АПЛ «Комсомолец». Скорбь царила в те дни в каждом доме. Оплакивали если не отца и мужа, то друга, сослуживца, однокашника, соседа… Масштаб трагедии для маленького городка – вселенский. Закрытые гробы в гарнизонном Доме офицеров. Фуражки на красной материи. Плач женщин. Непонимающие глаза детей…

А как непросто было ждать мужа с боевой службы в начале 1990-х! Мы жили вроде бы и в своих квартирах, но с подселением – одна квартира на две-три семьи. Зарплату не выдавали месяцами, в магазинах пустые прилавки: за килограммом картошки, если ее вдруг привозили, надо было выстоять на морозе пять-шесть часов. И дети были все время сопливые, потому что с мазутом проблемы, и температура в квартирах не поднималась выше 12 градусов. А на улице ветер, выбивающий стекла. И глухая полярная ночь. Помню, как делили одну луковицу на три семьи, и перемалывали в муку «черные» макароны, чтобы напечь детворе блинов.

Но все плохое когда-нибудь заканчивается. Мужья возвращались, дети подрастали. А офицерские жены – все эти потенциальные учителя, врачи, экономисты, психологи становились специалистами реальными: взваливая на свои плечи и рутинную работу, и управление всей инфраструктурой города. Эти самые «жены-командирши» вынуждены были командовать и «властвовать», чтобы гарнизонная жизнь не слишком отличалась от жизни в большом городе.

Марина – человек искренний и прямой. Любящая жена, мама, бабушка. В ее слова верится до последней точки. Но вернемся к мужскому взгляду на профессию моряка, офицера.
–  Игорь Игоревич, как оцениваете сегодняшнюю обстановку на Черном море?
–  Обстановка сложная такая же, как в принципе и везде: и на Балтике она сложная, и на Севере, и на Тихом океане. Я могу сказать только одно – не нужно оценивать, особенно на обывательском уровне. Необходимо помнить о том, что Вооруженные Силы – инструмент государственной политики. Существует продуманная система управления. Никто сам ничего произвольно не делает и не предпринимает. Выводы делайте сами!
Конечно, портрет офицера-подводника не может быть скупым на эмоции. За словами «любить Родину», «ответственно относиться к службе», «выполнять свой долг» стоит очень многое. Например, чтобы понять, о каком уровне работы идет речь, нужно представлять, что из себя представляет атомный подводный крейсер. По сути, это небольшая плавающая АЭС.

– Атомная подводная лодка – самый сложный механизм, изобретенный человечеством. Даже космический корабль по сравнению с ней – просто высокотехнологичный алюминиевый бочонок. На атомной подводной лодке что-то может подгорать или травить, в любую минуту произойти авария или возникнуть неисправность. Но если все внимательно и добросовестно несут вахту, все замечают вовремя и, соответственно, аварийных ситуаций не случается. Поэтому чем грамотнее экипаж, тем он ответственнее свою матчасть эксплуатирует. Конечно же, случались и поступления воды и возгорания, но раз я с вами сейчас беседую, значит, борьба с ними была успешной, и все закончилось благополучно.

ID content_block: 17879
Фото с личной странички Игоря Горелова во "ВКонтакте"
– Как у вас говорят, количество погружений было равно количеству всплытий? Поговорка в ходу?

– И тост даже такой есть.

Служба на подводной лодке – это высокая честь и высокая ответственность, к этой чести и ответственности люди идут годами. Годами напряженной учебы и службы, осваивая технику, сдавая экзамены на каждую должность и соответствующее ей звание.

В подводном флоте нет случайных людей. Даже матросы-срочники в советское время в подплав набирались преимущественно из добровольцев. А с начала 2000-х мы полностью перешли на контрактную службу.

– Сколько у вас за плечами походов?

– Я со счета сбился. Много, и все интересные!

– Никогда не жалели, что вы красоты мира, будучи в дальних походах, не видите, не то, что надводники?

– Каждый человек выбирает свою судьбу осознанно. Я осознанно шел к управлению именно атомной подводной лодкой. Мне хотелось научиться управлять этим сложным кораблем. Для меня всегда было высокой честью служить на атомных подводных лодках Советского Союза и России вместе с одними из лучших представителей Военно-Морского Флота – моряками-подводниками! Со всеми – от молодых матросов до заслуженных адмиралов.