
Все участки высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург пройдут Главгосэкспертизу до 15 сентября 2025 года. Об этом стало известно в ходе совещания, которое провел президент России Владимир Путин. По итогам обсуждения были определены ключевые этапы реализации проекта, общая стоимость которого оценивается в 2,5 трлн рублей. Большая часть средств поступит от частных инвесторов.
Как сообщил заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев, все источники финансирования подтверждены, а соответствующие договоры подписаны. Проект курируется на уровне главы государства.
Уже в сентябре начнется сварка первого вагона высокоскоростного состава нового поколения, получившего название «Белый кречет». Первый участок трассы — от Зеленограда до Твери — планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году. Запуск регулярного движения между двумя столицами назначен на 2028 год. По трассе будет курсировать 28 поездов со скоростью до 360 км/ч, а эксплуатационный максимум составит 400 км/ч.
ВСМ строится полностью на отечественной базе. Все элементы состава, включая локомотивы, тележки и вагоны, разрабатываются и производятся на российских предприятиях, в том числе на заводах, где ранее обслуживались составы «Сапсан».
Новая магистраль создается «с нуля» и будет использовать специальное безбалластное железобетонное основание, обеспечивающее высокую точность и плавность хода. Около трети маршрута пройдет по эстакадам. Проект предполагает масштабное строительство сопутствующей инфраструктуры: заводов, промышленных площадок и жилых комплексов для строителей.
Маршрут ВСМ включает заход в Великий Новгород — в отличие от нынешнего направления Октябрьской железной дороги. Благодаря этому древний город фактически станет пригородом Петербурга: время в пути составит около 30 минут. Аналогичный эффект ожидается для Твери по отношению к Москве.
После завершения строительства трассы Москва — Санкт-Петербург ВСМ планируется продлить до Урала, Черноморского побережья и в Белоруссию. Проект реализуется силами российских предприятий и специалистов и позиционируется как стратегическая инициатива в области национальной транспортной инфраструктуры.