
Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский недавно назвал введение платного въезда для автомобилей в центр города «неизбежным». В ряду обоснований этой диковатой, на наш взгляд, меры Александр Николаевич упомянул один любопытный резон. Но об этом позже, а для начала расспросим собеседников «РУ Информ» о том, какие вопросы и проблемы ставит перед городом платный въезд в его центр, возможность коего обсуждается в Петербурге всё чаще и чаще. Мнение собеседников может не совпадать с мнением редакции.
Проектируемая мера требует комплексной проработки, рассказал «РУ Информ» член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.
«Идея платного въезда в центр Петербурга не нова: она обсуждается с 2019 года (правда, тогда городские власти называли такие предложения «маловероятными») в рамках проекта Комплексной схемы организации дорожного движения до 2033 года, – напомнил собеседник «РУ Информ». – Само по себе введение платного въезда не является панацеей от всех транспортных проблем города. При этом в Петербурге один из самых высоких в России уровней автомобилизации — 329 машин на 1000 жителей, это больше, чем в Москве, – и все жители города знают, что это приводит к регулярным 10-балльным пробкам в часы пик», – отметил Дмитрий Тортев.
По словам собеседника, при введении платного въезда в центр города возможен эффект, когда автомобилисты начнут искать объездные пути, создав новые очаги заторов в соседних районах – а параллельных объездных маршрутов в центре Санкт-Петербурга очень мало.
«Важно избежать ситуации, когда платный въезд станет дополнительным сбором к уже действующей системе городских платных парковок, которая с 15 октября 2025 года и так перешла на дифференцированные тарифы стоимостью до 720 рублей в час для отдельных категорий транспорта. И, конечно же, резкий рост спроса на автобусы и метро может обнажить недостаточную пропускную способность существующей сети. Это потребует не только обновления парка автобусов и электробусов, но и опережающего развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры», – отметил Дмитрий Тортев.
А вот предложение депутата Алексея Цивилёва сделать бесплатным Западный скоростной диаметр (ЗСД) для легковых автомобилей выглядит перспективным и рациональным шагом для перенаправления транзитных потоков в обход исторического ядра нашего города, считает собеседник.
«В любом варианте развития событий, внедрение реформы должно быть постепенным, с чёткими критериями оценки эффективности. Средства, собранные с платного въезда, должны расходоваться прозрачно и направляться на конкретные цели по развитию транспортной системы, а не просто пополнять бюджет города», – подчеркнул член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции.
На сегодняшний день фракция «Яблоко» не поддерживает идею платного въезда в центр Санкт-Петербурга, рассказала «РУ Информ» депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя фракции «Яблоко» Ольга Штанникова
«С точки зрения защиты прав человека, город к этому не готов, – пояснила депутат. – Такие меры можно принимать, только когда будут решены все проблемы с общественным транспортом. На данный момент общественный транспорт у нас в городе не так развит, нет взаимосвязи различных видов маршрутов – трамвайных, автобусных и т.д. Недостаточно развит электрический, экологичный транспорт. Человеку, по сути, предлагается ехать по центру на автобусе, а потом выходить и идти пешком. При этом центр нашего города достаточно крупный, и не все могут так по нему передвигаться. С другой стороны, час парковки в центре уже сейчас стоит около 360 рублей, а если пытаться пользоваться приложениями по предоплате, то они очень часто дают сбой. К сожалению, слишком многое у нас направлено исключительно на фискальные вещи, на то, чтобы собрать деньги с населения, а не на то, чтобы соблюсти права человека и облегчить ему жизнь», - посетовала депутат ЗАКС.
По мнению Ольги Штанниковой, в текущем предвыборном 2025 году инициатива платного въезда в центр Петербурга точно реализована не будет.
«Если говорить о необходимой инфраструктуре, то необходимы перехватывающие парковки около метро. Таких парковок в городе всего 19, речь идёт примерно о 2000 машино-мест. За последнее время была построена всего 1 такая парковка. Что касается существующих в городе платных парковок, то, как мы во фракции «Яблоко» выяснили, в 2024 году эта инфраструктура собрала 4,5 млрд рублей, из которых 2,5 млр ушли на содержание Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга. Не уверена, что без должного контроля средства, которые предполагается собирать за счёт платного въезда в центр города, будут расходоваться целевым образом на содержание дорог или ремонт зданий в Петербурге», – заметила депутат ЗАКС.
Рестораны в центре Санкт-Петербурга могут испытать проблемы с посещаемостью из-за платного въезда разве что по выходным, рассказал «РУ Информ» петербургский ресторатор Леонид Гарбар.
«Люди, которые приезжали бы из Кудрово или Мурино – это, в данном случае, не совсем целевая аудитория. Рестораны в центре посещают, в основном, жители центра или таких районов, как Московский или Гражданка. А эти районы сами насыщены ресторанной инфраструктурой. В целом, ресторанная сфера испытывает проблемы и без платного въезда в центр, а в силу экономических реалий. Было бы кому посещать и на что. Если говорить о подорожании поставок продуктов в центр, то, наверно, здесь будут действовать какие-то абонементы. Хотя кто его знает. У нас даже военные водители, перевозящие военную продукцию, вынуждены платить, когда пользуются ЗСД, что тут говорить. Сомневаюсь, что ЗСД станет бесплатным. Платный въезд в центр вряд ли добьёт ресторанный сектор. Но повлияет по принципу «было плохо, а стало ещё хуже». У нас зачастую некомпетентные люди принимают некомпетентные решения в силу своей некомпетентности, иллюстрируя закон Данигера-Крюгера. Ограничения на въезд в центр скажутся скорее на шоппинге», – заключил Леонид Гарбар.
Как писал «РУ Информ», согласно открытым данным, рестораны и общепит в центре Санкт-Петербурга спешат на убыль. В этой ситуации принцип «всё, что нас не убивает, делает нас сильней» применительно к ресторанам вряд ли сработает. А к торговым центрам?
Из-за ввода платного въезда в центр Петербурга для автомобилистов трафик торговых центров снизится не сильно, но конверсия и средний чек могут сократиться примерно в 1,5 раза, рассказал «РУ Информ» основатель и управляющий директор Российского Совета торговых центров Олег Войцеховский
«По статистике, более высокий средний чек — именно у покупателей, которые приезжают в ТЦ на личном автомобиле: обычно они планируют сделать крупные покупки, а везти коробки в троллейбусе или метро неудобно, – пояснил собеседник. – Часть таких покупателей пересядет в такси на обратном пути, что повысит спрос на этот вид транспорта, а часть станет клиентами более доступных для личных автомобилей крупных ТЦ в спальных районах и на периферии».
Стоит учитывать, что с внедрением платного въезда в центр потенциально вырастет и пешеходный трафик, отметил Олег Войцеховский.
«Однако в главных торговых коридорах Петербурга тротуары и так «работают» на максимуме. Чтобы избежать коллапса и сделать пешеходные зоны экономически эффективными и удобными для людей, наиболее перспективной видится работа с планированием и распределением потоков трафика (как пешеходного, так и автомобильного), а также комплексная, постоянно действующая программа поддержки предприятий потребительского рынка в масштабе города. Это создаст естественную, органическую заинтересованность в пеших маршрутах по центру как у туристов, так и у жителей Петербурга, а также поддержит серьезные изменения в торговых центрах, которые уже сейчас приобретают торгово-общественную функцию. Без господдержки такие качественные трансформации центров притяжения реализовать сложно», – считает основатель РСТЦ.
Большинство людей не захочет пользоваться платным въездом в центр и предпочтёт оставлять свои автомобили на границе этой зоны, считает председатель Общественного совета по развитию такси в СЗФО Андрей Белов.
«А для этого на границе этой зоны должны быть созданы дополнительные парковочные зоны и парковочные места, – рассказал «РУ Информ» Андрей Белов. – Где они будут созданы и за счёт каких резервов, не понятно. Территориальных ресурсов для этого, насколько я понимаю, нет. Уже сейчас всё перегружено. В случае с платными парковками был сначала небольшой участок, который потом расширили до границ Обводного канала, Васильевского острова и Петроградки. Возможно, так же поступят и с платным въездом. Но я сомневаюсь, что город озаботится созданием новых парковочных мест, скорее, жителям предоставят как-то выкручиваться самим», – выражает скепсис собеседник.
Платный въезд в центр однозначно приведёт к повышению стоимости поездки на такси для горожан и ударит по туристическому имиджу Петербурга, уверен представитель отрасли.
«Таксисты переложат бремя платного въезда на гостей нашего города – то есть, поднимут стоимость поездки. А как передвигаться по центру иначе? У нас северный город, благоприятная для пеших прогулок погода бывает не так часто. На метро захочет добираться не каждый. А откуда гости нашего города знают маршрутизацию нашего общественного наземного транспорта? К тому же, автобусы не подходят к Русскому музею, к Эрмитажу. В Мариинский театр люди часто ездят в костюме или вечернем платье, что не предполагает поездку на метро или в автобусе. Транспортная реформа прошла не идеально, общественный транспорт работает не без проблем. Но об этом никто не думает. Чиновники просто пытаются изыскать средства всеми возможными способами. Пока платный въезд в центр города – это только разговоры. Но есть такое понятие, как информационный вброс, который делается, чтобы узнать мнение общественности и подготовить её к тому или иному решению. Мы можем быть уверены в том, что такие планы есть, и они будут осуществляться», – заключил Андрей Белов.
Как рассказал председатель Общественного совета по развитию такси по СЗФО, «изыскивание средств» в бюджет Петербурга создаёт проблемы для работников такси – в особенности, социального.
«13 октября в ЗАКС Санкт-Петербурга прошло заседание профильной Транспортной комиссии под председательством Алексея Цивилёва. Обсуждались платные парковки, стоянки, остановка под знаком «Остановка запрещена», когда за 6 секунд нужно успеть высадить пассажира из машины, в противном случае водителю прилетает штраф в 4500 тыс руб. В Комитете по транспорту сообщили, что из 100 штрафов за парковку у Московского вокзала с Лиговского проспекта 40 штрафов пришлось водителям вернуть. Один из депутатов уточнил: «То есть, 40% штрафов оказались выписаны незаконно?». «Ну, это же погрешность», – ответили в Комитете. А ведь речь идёт только о тех людях, которые обратились за обжалованием штрафов. Полагаю, реальное количество таких штрафов может составлять 60-70%. А социальное такси? Мы перевозим детей-инвалидов в школы и детские сады. И мы не можем высадить ребёнка с ограниченной мобильностью у школы или детского сада, не получив штраф. Речь также о ветеранах военных действий. Они могут ездить на социальном такси в аптеку, в мастерскую по изготовлению протезов и т.д. Но мы не можем высадить человека у аптеки, а вынуждены высаживать за два светофора от неё. Как вы думаете, какие эпитеты в свой адрес и в адрес администрации города выслушивает водитель? Списки машин, которые участвуют в работе социального такси, утверждает Комитет по транспорту. Но дать водителям этих машин возможность избегать штрафов Комитет не считает возможным. Вообще не слышал, чтобы у социального такси были какие-то льготы и преференции. Не будет их и в случае, если въезд в центр города станет платным», – прогнозирует Андрей Белов.
Платный въезд в центр Санкт-Петербурга — тема, вызывающая тревогу у петербуржцев, и, следовательно, у предпринимателей, рассказал «РУ Информ» председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков.
«Для малого и среднего бизнеса, особенно для ресторанов, кафе и баров, это не просто вопрос комфорта, а вопрос выживания, – центр города живёт за счёт постоянного движения: поставок, клиентов, сотрудников, сервисных служб, – подчеркнул предприниматель. – Любая задержка или рост транспортных расходов неизбежно скажутся на себестоимости товаров и услуг, а значит, и на цене для потребителя. В то же время, изменится принцип перемещения горожан и туристов, привычные маршруты. Потоки перераспределятся — оживлённые улицы опустеют, а трафик уйдёт в соседние кварталы, трансформируя пробки и увеличивая транспортную и экологическую нагрузку. Безусловно, идея разгрузить центр от избыточного трафика выглядит привлекательно, да и бюджет получит дополнительные доходы – но город станет другим. Хочется верить, что эта идея останется только в громких заголовках в СМИ и в дискуссиях среди урбанистов», – заключил Владимир Меньшиков.
Если задуматься, а зачем, собственно, власти хотят сделать въезд в центр Санкт-Петербурга платным, то помимо всяческих сборов в бюджет города, разгрузки трафика, повышения туристической привлекательности, экологичности и вот этого всего приходит на ум ещё кое-что ( и Бельский в интервью «Фонтанке» об этом, кстати говоря, упоминает – прим. авт.)
Денег в последние годы, как известно, то тут, то там нет, во всём господствуют суровые приоритеты и отчаянное импортозамещение. Город Петербург в его историческом центре надо всё время латать и приводить в порядок, иначе какие уж тут туристы. А меньше транспорта – меньше нагрузка на дороги и на фасады зданий. То есть, меньше латать, ремонтировать и финансировать. Тем более, что капремонт и реставрация в Петербурге явно не поспевают за количеством и скоростью износа объектов исторического наследия.
Как сообщила «РУ Информ» депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя фракции «Яблоко» Ольга Штанникова, расходы на ремонт автомобильных дорог (имеется в виду ремонт ямочного характера, предполагающий мелкие работы – прим.авт.) в Петербурге растут. В 2023 в бюджете на 2024 было утверждено на это около 10 млрд руб. На 2025 – около 9 млрд, на 2026 – около 7 млрд. Но в 2024 на 2025, 2026 и 2027 утвердили уже около 11 млрд руб.
А вот объёмы средств на капитальный ремонт дорог в городе (это более серьёзные работы) сократились. В 2023 на 2024 утвердили около 2 млрд 293 млн руб, а на 2025 – около 3 млрд 312 млн руб. При этом в 2024 на 2025 утвердили уже около 2 млрд 24 млн руб.
В центре города капитального ремонта требует весьма небольшое количество улиц. Однако, можно заметить, что финансирование и сметная стоимость работ сокращаются.
Петроградский район. Петровский проспект (от ул. Ремесленной до Петровского проспекта, д.1, лит.А). Сначала на капитальный ремонт этого участка было утверждено около 62 млн руб на 2024 год и около 48 млн – на 2025 год. В 2024 не было израсходовано ничего, а на 2025 было утверждено уже около 44 млн руб. В 2025 утвердили около 48 млн руб, а на 2026 запланировали около 57 млн рублей.
Петроградка, набережная реки Карповки, нечётная сторона. В 2024 выделили 3,5 млн руб – на корректировку документации.
Адмиралтейский район. Улица Почтамтская. В 2023 было израсходовано на капитальный ремонт – ничего, запланировано на 2024 около 1 млн руб и на 2025 – около 263 млн руб. В 2025 на капремонт этой улицы не израсходовали ничего, на 2026 запланировали около 215 млн руб, на 2026 – 12 млн руб. Сметная стоимость сократилась с примерно 263 до примерно 227 млн руб.
Адмиралтейский район. Улица Якубовича. В 2023 не израсходовали ничего, на 2024 запланировали около 1 млн руб, а на 2025 – около 310 млн руб. В 2024 не израсходовали и не запланировали ничего. В 203 сметная стоимость объекта составляла около 311 млн руб. В 2024 – уже 209 млн руб. В 2025 на капремонт израсходовали около 52 млн руб, а на 2026 запланировали около 158 млн рублей.
Что касается реставрации, то в ней нуждается более 9 тыс домов и памятников в Петербурге. При этом в 2025 в городе реализуется программа по обновлению фасадов исторических и многоквартирных жилых домов, в которой, обратим внимание, 260 объектов. И только в 9 домах из 260 работы завершены «более чем на 90%». То есть, даже эти 9 домов пока не отреставрированы.
В Сети можно найти тендер на выполнение работ по реконструкции в режиме реставрации здания учебного корпуса на 10-ой линии Васильевского острова д3/30. Стоимость – 1 404 457 383,77 рублей. Работы по этому зданию идут с 2014 года. Более 10 лет. Завершить их планируется в ноябре 2027 года. На одно только здание уходят годы и миллиарды. Есть тендеры поскромней: «Корпус Духовской» Александро-Невской Лавры будут продолжать реставрировать за 474 698 285,71 руб. Начали в 2023. Закончить планируют в сентябре 2028. В общем, реставрация – это огромные денежные потоки. Но даже такие суммы могут оказаться заниженными в сравнении с реальной стоимостью работ.
«РУ Информ» попытался разузнать, что здесь к чему, у петербургских реставраторов. Один из них признался, что к реставрации зданий в городе возникают вопросы – «так с памятниками поступать нельзя», – но не стал пояснять, какие именно.
Другой реставратор, работающий в окрестностях Петербурга, рассказал, что проблемы начинаются со сметной стоимости работ, которая отстаёт от инфляции, стоимости материалов и роста зарплат. Государственные расценки не соответствуют рыночным ценам. Порой подрядчики и проектировщики просто не выходят на конкурс, потому что работать по существующим расценкам нерентабельно. К тому же, не хватает квалифицированных кадров. «Памятников в плохом состоянии больше, чем реставрируется. При этом на каждый памятник стоило бы выделять больше средств», – рассказал реставратор.
«Документа, который регламентировал бы расценки на реставрационные работы, с 90-х годов нет, здесь действует только сметное нормирование в сфере строительства. Реставрационные материалы дорожают, себестоимость исследований и изысканий в этой сфере тоже растёт» - пояснил «РУ Информ» ещё один собеседник среди реставраторов.
Себестоимость реставрационных работ выросла в среднем примерно на 40 – 60%, рассказала «РУ Информ» генеральный директор ООО РУНИТ, завкафедрой Архитектурно-строительного проектирования ПГУПС, председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шагина.
«Более всего подорожали трудовые ресурсы, цена труда менее квалифицированных специалистов, в частности, разнорабочих, выросла более чем в 3 раза, подорожал труд штукатуров и маляров. Кадров в реставрации не хватает, причем практически всех специальностей – от разнорабочих, штукатуров, каменщиков, маляров и лепщиков до инженеров-конструкторов, инженеров ПТО и сметчиков. Единственной мерой защиты от недобросовестных подрядчиков является отсутствие авансирования, но эта мера очень сильно и негативно влияет на прибыль реставрационных предприятий. Удорожание материалов не так велико, как удорожание труда, но тоже является существенным. Некоторые ресурсы не просто дорожают: цены крайне нестабильны. Так, строительные леса, состоящие из стали и дерева, как значительно дорожали, так и дешевели, и подобные колебания не позволяют правильно прогнозировать реальную стоимость работ, что затрудняет планирование экономики предприятий, не позволяет строить кадровую политику, привлекать и обучать молодых специалистов. Самым критичным является удорожание банковских гарантий и кредитов. Все эти факторы влияют на состояние памятников катастрофически», - рассказала Нина Шагина.
Как отметила Нина Шагина, реставрация прямо связана с бюджетным финансированием.
«При согласовании сметной стоимости реставрации объектов, принадлежащих государству, экспертиза ставит себе четкую задачу – уменьшить сметную стоимость работ. Такая мера на первый взгляд кажется обоснованной и вроде бы приводит к экономии бюджетных средств. На самом деле, это совершенно не так. Качественные реставрационные технологии позволяют не возвращаться к реставрации десятки лет. Но то, что сегодня сделано с экономией – это экономия на качестве, и последствия такой работы будут видны очень быстро, а в будущем ситуация может усугубляться. Такой подход, к сожалению, может приводить к невосполнимой утрате культурного наследия России», – заключила Нина Шагина.
В свете всего этого - и здесь "РУ Информ" выражает исключительно свою дилетантскую точку зрения, а ни в коем случае не профессиональную точку зрения Союза реставраторов Санкт-Петербурга, - идея, которую продвигает председатель городского Парламента Александр Николаевич Бельский, выглядит как признание невозможности (или нежелания) отыскать средства на качественную реставрацию объектов культурного наследия и вообще центра. Заодно, конечно, организовав некоторые поступления в городской бюджет и решив, вероятно, ещё какие-нибудь попутные задачи. Удобное решение (для властей), неудобные никто продвигать не будет. Вот только инфраструктуры для таких мер нет: метро в Петербурге строится медленно, общественный транспорт и связность его маршрутов надо развивать, перехватывающих парковок мало. Бизнес в центре так или иначе будет от платного въезда страдать, цены на услуги и продукцию будут расти. В общем, петербуржцам-то ни разу, как говорится, не удобно, да и у туристов могут возникнуть вопросы.
А вот фасады и интерьеры русской истории продержатся без необходимой заботы чуть дольше. Но если не работать над ними, как следует, когда-то всё равно придётся вспомнить классика: «Россия счастие, Россия свет. А, может быть, России вовсе нет». И над Невой закат не догорал. И Пушкин на снегу не умирал.