
С завтрашнего дня, как сообщил «РУ Информ», вступает в силу запрет на работу трудовых мигрантов в такси и доставке в Санкт-Петербурге. Это, разумеется, приведёт к дефициту кадров и росту цен на услуги. Как выяснил «РУ Информ», такси добьют не только и не столько запрещённые мигранты (они пока не собирались никуда деваться), сколько требования Минпромторга по локализации машин. А доставка подорожает раза в два и тоже может уйти «в тень».
Сначала новостями поделился с «РУ Информ» автоэксперт, эксперт по подбору автомобилей Андрей Килин. Редакция обсуждала с Андреем, как себя чувствует рынок автосервисов в Северной столице (об этом – чуть позже в сегодняшнем материале – прим. ред.). Автопарк в Санкт-Петербурге стареет меньше, чем в регионах, считает автоэксперт.
«У нас много китайских автомобилей. Но ведь автопарк – это не только автовладельцы, а и, например, структуры такси и т.д. В рамках требований о локализации автомобилей в питерском такси, видимо, будут автомобили ВАЗ, российско-китайский «Москвич» и российские электромобили Evolute. Haval, несмотря на то, что полностью собирается на предприятиях Туле, в списки Минпромторга пока не вошёл», – сообщил Андрей Килин.
Так оно и есть, подтвердил «РУ Информ» представитель Общественного совета по развитию такси в СЗФО Андрей Белов
«На данный момент Минпромторгом также утверждены для использования в такси машины УАЗ – «УАЗ Патриот» и т.д., – и «Нива», – добавил представитель отрасли. – Ни одна реальная машина – в смысле, машина, на которой привыкли ездить петербургские таксисты, – пока не доступна. И это критическая ситуация. Мы должны перейти на отечественные машины до 1 марта, времени осталось совсем немного. Поскольку машины берутся в лизинг, бизнес такси жёстко запланирован, на 3-4 года вперёд. А сейчас нам осталось несколько месяцев. И чем ближе 1 марта, тем дороже будут машины. Если бы Минпромторг утвердил разрешённые к использованию марки автомобилей хотя бы в июне, у нас бы было хоть какое-то время», – посетовал собеседник «РУ Информ».
Рынок такси в Петербурге однозначно сократится, сказал «РУ Информ» Андрей Белов.
«Топливо, машины, запчасти дорожают, и многие на рынке скептически смотрят на продолжение своей работы. Будет отток водителей. Причина ещё и в том, что работать на отечественных машинах водители такси не хотят. По нашим опросам, из-за этого фактора водители собираются уходить с рынка даже при росте зарплаты», – сообщил представитель Общественного совета по развитию такси по СЗФО.
Роста цен на такси можно ожидать уже со следующей недели, прогнозирует собеседник «РУ Информ».
«Яндекс» сделал заявление, что количество водителей уменьшилось на 12%. Это стоит понимать так, что стоимость поездки может вырасти на 12% минимум. Если не больше. В Петербурге, по нашим данным, в последнее время трудовых мигрантов среди водителей «Яндекса» было не 12, а 30-50%. Со следующей недели обещают приход зимы. Похолодание, снег, гололёд, пропускная способность дорог уменьшится, будут возникать заторы, пробки. Плюс, в город приезжают вип-персоны, что приводит к перекрытию дорог, закрываются мост и т.д. За смену таксист должен «привезти» определённое количество денег, и это количество в этих условиях существенно уменьшится. И тогда либо работать «в ноль» или «в минус», либо поднимать цены», – объяснил представитель отрасли.
В Петербурге уже появляются зачатки теневого рынка нелегального извоза, сообщил Андрей Белов.
«Нам поступили сигналы, что в Мурино и на Коммендантском проспекте уже организовываются незаконные группы мигрантов, занимающихся извозом. Это те мигранты, которым запретили работать в такси, но на родину они не уехали и продолжили занимтаься извозом нелегально, не платя налоги, действуя в спальных районах Петербурга, где проживает по несколько сотен тысяч человек», – рассказал представитель Общественного совета по развитию такси в СЗФО.
Запрет на привлечение легальных мигрантов в сферы такси и доставки усугубляют и без того имеющийся дефицит кадров в этих сферах, грозят уходом исполнителей в тень и ростом цен на услуги, рассказал «РУ Информ» президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков.
«В Санкт-Петербурге уже сейчас не хватает водителей такси и курьеров, чтобы покрыть растущий спрос. После вступления в силу запрета на работу по патентам дефицит исполнителей в этих двух отраслях увеличится по нашим экспертным оценкам до 40 тыс. человек. Это может спровоцировать рост цен на такси в 10-15%, а на доставку — более чем в два раза» - прогнозирует президент МАКС.
Спрос на курьеров стабильно высок, на рынке дефицит доставщиков, а значит конкуренция за рабочие руки тоже высокая, пояснил Александр Митюковю.
Стоимость вознаграждений курьерам растет, а издержки компаний на привлечение и удержание курьеров увеличиваются год от года. Внутриотраслевая конкуренция за курьеров очень высокая. Логистика и поиск курьеров становятся дороже каждый месяц. Причина в тяжёлой экономике и в том, что компании очень сильно конкурируют за каждого курьера, увеличивая статью расходов на привлечение и удержание. Из-за этих высоких затрат многие крупные компании снова начинают больше логистики отдавать на аутсорс. В ноябре - декабре традиционно растет спрос на доставку, а значит, рабочих рук требуется все больше, и компании, чтобы закрыть потребности в курьерах вынуждены увеличивать вознаграждение. Спрос на курьеров стабильно высок, а текущее предложение на рабочие руки на рынке не обеспечивает закрытие потребностей. Люди будут продолжать активно заказывать доставку. Поэтому доходы курьеров будут расти, а вместе с ними будет расти и стоимость доставки. Так работает рынок», – заключил президент МАКС.