
В Союзе автосервисов России «РУ Информ» рассказали о проблемах с запчастями и выразили обеспокоенность развитием теневого рынка автоуслуг. Остальные собеседники оказались более оптимистичны, но рост цен признают все.
В плане того, как идут дела у автосервисов, Питер мало чем отличается от остальных регионов с этой стороны Уральских гор, обеспеченность запчастями оставляет желать лучшего, заметил в комментарии «РУ Информ» заместитель генерального директора «ЕвроАвто», член правления Союза Автосервисов России Илья Плисов.
«Разница только в том, что рост цен в мегаполисах происходит заметно быстрее, чем в регионах с населением менее 500 тысяч человек, – пояснил собеседник «РУ Информ». – Проблемы с запчастями для западных и китайских машин – стабилизировались. Но текущий уровень обеспеченности запчастями значительно хуже, чем до 2022 года, и прежние показатели вряд ли вернутся. 60 новых китайских брендов, более 200 китайских моделей, модели из других регионов с отличными от Европы и РФ комплектациями формируют потребность более чем в 200 тысячах артикулов первой необходимости. А малая представленность таких моделей не позволяет ни дилерским сетям, ни крупным дистрибьюторам запчастей ввозить и хранить остатки с высоким риском формирования неликвидов», – рассказал представитель отрасли.
Ситуация с кадрами нормализовалась, индекс HH показывает стабильное соотношение вакансий и резюме, отметил Илья Плисов. Однако, вопросом остаётся качество кадров, приходится постоянно проводить дообучение в соответствии с меняющимся рынком.
Предстоящее в 2026 году повышение НДС поднимет цены на ремонт авто, прогнозирует заместитель гендиректора «ЕвроАвто».
«Часть сервисных предприятий попало в зону дохода «60+ млн» и тем самым уже вступило в зону псевдо-НДС 5%. Экономика независимого автосервиса не позволяет уплатить этот налог за счет снижения собственной маржи, в результате предприниматели вкладывают её в цену. После принятия нового пакета изменений в налоговый кодекс с 10-миллионным порогом, туда попадут оставшиеся автосервисы. Ожидаем, что “вторая волна“ зацепит более 20 тысяч предприятий. В отличие от традиционного НДС, НДС на услуги не имеет входной части, поэтому фактически такой налог становится налогом с продаж. Одновременно с ростом арендных платежей, зарплатных ожиданий и дополнительных расходов на бухгалтерию, в среднем, цены на услуги возросли на 10-15%. Ожидается, что это сделают все незатронутые до этого налогом предприятия», – рассказал Илья Плисов.
Серый рынок автосервисов не стоит на месте, заметил представитель отрасли.
«На «бумаге», по данным ФНС мы видим увеличение на 5% числа предпринимателей в ОКВЭЗ 45.20 – автосервисные услуги. На деле, это, кажется, совсем не так», – сказал председатель Союза Автосервисов России.
Рынок автосервисов в Петербурге адаптировался к ситуации, но в 2026-м стоит ожидать роста стоимости услуг на 15-20%, рассказал «РУ Информ» автоэксперт, эксперт по подбору автомобилей Андрей Килин.
«Первые 1-1,5 года были повышенные ценники из-за усложнившейся логистики, но сейчас всё выровнялось. Ходовые запчасти, такие, как подвеска, колодки и т.д., есть на складах в большом количестве. У тяжёлого немецкого люкса, конечно, есть проблемы с кодировками блоков, доступ к кодировке закрыт. Но есть умельцы, которые это обходят – видимо, через бывшие союзные республики, с помощью специальных токенов, которые заводятся как бы от лица дилеров. «Кузовня», конечно, едет долго. Многие сервисы в этой ситуации прибегают к покупкам б/у-запчастей. Берут на разборах деталь, менее пострадавшую или вообще не пострадавшую, не передают в страховые службы сведения, откуда эта деталь, и осуществляют ремонт по цене новой детали. Если запчасть навесная, то о безопасности тут можно не задумываться, то тут что новая, что старая запчасть никогда не впишется в изначальные заводские параметры», – рассказал Андрей Килин.
По мнению автоэксперта, ремонт в «гаражах» в Северной столице всегда пользовался популярностью, а в последнее время обзавёлся всеми признаками солидного обслуживания – оборудованием, орпеделённой квалификаций, возможностью для клиентов расплачиваться картой и т.п.
У всех автосервисов в Северной столице сейчас заметны проблемы с доступностью, поставками и новыми правилами маркировки запчастей, рассказал «РУ Информ» генеральный директор ООО «ГК «Технологии автосервиса» Александр Годунов.
«Мы занимаемся поставками оборудования для автомастерских и видим, что у всех наших клиентов происходит оптимизация бизнес-планов. Успешными остаются те, у кого есть просчитанный и гибкий бизнес-план. Тем, кто привык действовать по наитию, приходится тяжело. Цепочки поставок перестраиваются, это касается всех. Самые большие трудностями с запчастями к тем моделям, которые ушли с российского рынка. Если говорить об оборудовании, то сложности есть с поставками европейского и американского оборудования, которое по каким-то позициям остаётся лидирующим. С другой стороны, появилось много качественных российских и китайских производителей. Что касается серого рынка, то его доля не меняется, какого-то роста закупок из этого сегмента мы не видим. На мой взгляд, гаражному сегменту сейчас стало сложнее с получением запчастей и необходимой информации. Я лично, как автовладелец, не готов поехать в автосервис, где мне не могут дать гарантию на запчасти. Всем автосервисам сейчас приходится поднимать цены. Старшие дилерские станции перестраиваются под новые марки автомобилей и замедлили развитие, закупки оборудования и т.д. Развитие идёт, в основном, у среднего сегмента, это небольшие станции по 4-6 постов, они ищут новые ниши и, в частности, развивают обслуживание электромобилей», – рассказал Александр Годунов.
И, кстати, по поводу электромобилей. Глава Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО) Ольга Селезнёва (Московская область) рассказала «РУ Информ», что поддержка этого перспективного и важного направления в некоторых случаях осуществляется Минпромторгом своеобразно.
«Есть концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Согласно этой концепции Минпромторг организовал конкурс на субсидию при покупке электрозарядки. В 2023 году конкурс прошел успешно, и все приобретатели, ИП и ООО, получили субсидию. В 2025 году Минпромторг в одностороннем порядке поменял условия конкурса, не оповестил участников авторынка. То есть, в качестве получателей субсидии в Решении названы исключительно юридические лица различных организационно-правовых форм. Таким образом, ИП, в том числе, я, как предприниматель, которая приобрела электрозарядку – остались без субсидий», – рассказала Ольга Селезнёва.
По этому поводу глава РАСТО обратилась в ФАС, увидев в решении Минпромторга признаки нарушения антимонопольного законодательства. По мнению редакции «РУ Информ», или уж поддерживать развитие электромобилей в стране, или оставлять малый бизнес без субсидий на покупку электрозарядок.