
Как писал «РУ Информ», Петербург входит в 2026-й с рекордным (беспрецедентным) дефицитом бюджета, "а на наземку потратят существенно больше, чем на метро". Как выяснилось, не только чем на метро, да простят нам наш французский.
Дефицит бюджет в 189 миллиардов рублей (189 000 млн руб.) – это действительно рекордный дефицит, который составляет около 22% от общего объема доходов бюджета (~860 млрд руб.), отметил в комментарии «РУ Информ» экономист, доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ Александр Родионов. Такой масштаб дефицита — это не рядовое явление, и город должен принять грамотные и взвешенные решения, чтобы его развитие продолжалось, а ситуация с бюджетом не отразилась заметным образом на жизни горожан.
Основные причины рекордного дефицита бюджета – это снижение налоговых доходов, сокращение федеральной поддержки по некоторым программам и высокие обязательства по городскому долгу, объяснил экономист.
«Значительная часть расходов уходит на обслуживание и погашение уже накопленного городского долга. Плюс, инфляция и рост стоимости строительства: запланированные инфраструктурные проекты дорожают, и бюджету приходится изыскивать дополнительные средства на их завершение», – рассказал Александр Родионов.
Несмотря на дефицит, бюджет — это документ о приоритетах, заметил экономист.
«Правительство города четко обозначило, на чем будет сконцентрированы ресурсы. В приоритете — социальная сфера и ключевые инфраструктурные объекты, которые нельзя остановить. Транспортная инфраструктура. Строительство метро: продолжение строительства новых станций и участков (например, Красносельско-Калининской линии). Так как метро — ключевая транспортная система города. Дорожные проекты: развитие Западной скоростной магистрали (ЗСМ), реконструкция вылетных магистралей. Эти проекты часто финансируются за счет госдолга, так как их нельзя заморозить. Социальная сфера: образование и здравоохранение. Зарплаты учителей, врачей, бюджетников — это защищенные статьи. Их не урежут. Будет продолжено строительство новых школ и детских садов, а также ремонт существующих. Социальная поддержка: выплаты пособий, поддержка многодетных семей, ветеранов. Это политически и социально чувствительная тема, поэтому здесь расходы сохраняются. Крупные градообразующие проекты (под контролем федерального центра). Западная скоростная магистраль (ЗСМ). Свяжет ЗСД с трассой «Скандинавия» (на Выборг и Финляндию) в обход жилых районов. Активная стадия проектирования и начала строительства. Создаст новый вылетной коридор. Туристический кластер в Горской. Строительство небоскребов «Газпрома». Трамвайная линия «Славянка». Остров Фортов в Кронштадте. Мосты через Неву», – рассказал Александр Родионов.
Некоторые отрасли, видимо, в приоритеты города на 2026 не попадут.
«Коммунальное хозяйство и благоустройство, уменьшение расходов на ремонт дворов и дорог, а также сокращение программ поддержки для малого и среднего бизнеса. Но все ключевые направления продолжат в городе будут развиваться», – заверил доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ.
Анализ бюджета Санкт-Петербурга на 2026 год действительно показывает рекордный для города дефицит в 189 млрд рублей, но власти рассматривают его как управляемый, о чем свидетельствует план по последовательному снижению дефицита до 125,5 млрд рублей в 2027 году и 70,1 млрд рублей в 2028 году, рассказал «РУ Информ» член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.
При таком дефиците город делает четкие приоритеты в расходах, и основные инвестиции направлены на инфраструктуру и социальную сферу, пояснил собеседник «РУ Информ». Как Социальная направленность бюджета субъекта Федерации, впрочем, сейчас декларируется при разработке основного финансового документа властями буквально каждого региона. Основная причина дефицита — масштабные расходы на развитие, отметил Дмитрий Тортев.
«Помимо транспортных проектов, город делает ставку на частные инвестиции, объем которых в 2024 году достиг рекордных 1,53 трлн рублей. Власти утвердили стратегию, согласно которой за 10 лет в экономику города должно быть привлечено 28,2 трлн рублей инвестиций. Для этого реализуется 66 мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности, включая развитие городской Особой экономической зоны (ОЭЗ) и создание научно-производственных центров (например, по беспилотным авиасистемам). Эти шаги направлены на диверсификацию экономики и создание новых производств, что в долгосрочной перспективе должно увеличить доходную базу. Для покрытия дефицита власти используют консервативные инструменты, не прибегая к резкому увеличению долговой нагрузки. Основной источник покрытия поправок — Резервный фонд правительства города, объем которого на 2026 год запланирован на уровне 45 млрд рублей. Еще один метод — перераспределение средств внутри бюджета. Например, часть новых расходов на здравоохранение в 2026 году планируется сбалансировать за счет экономии на страховых взносах на ОМС для неработающего населения. Вопреки предположению о низкой эффективности, данные указывают на рост промышленного производства в Петербурге, показатель которого в 2024 году составил 110.9% и превысил среднероссийский уровень», – рассказал Дмитрий Тортев.
Исходя из структуры утвержденного бюджета и отклоненных поправок, можно сделать вывод, что ряд направлений получат меньше средств, чем хотелось бы их сторонникам, размышляет Дмитрий Тортев.
«Во-первых, это расселение коммунальных квартир — выделенных 1,8 млрд рублей, по оценкам парламентской оппозиции, всё же недостаточно для быстрого решения проблемы. Во-вторых, это поддержка малого и среднего бизнеса, по этому вопросу поправки о дополнительном финансировании Фонда микрофинансирования МСП на 500 млн рублей были отклонены. Не прошли поправки, касающиеся некоторых социальных инициатив, например, увеличения финансирования бесплатной юридической помощи, социального такси и ремонта дорог» – перечислил собеседник «РУ Информ» в Госдуме.
По мнению собеседника, рекордный дефицит бюджета Санкт-Петербурга на 2026 год — это следствие сознательной политики, нацеленной на интенсивное развитие города, его транспортного каркаса, социальной сферы и создание условий для будущего экономического роста через привлечение частных инвестиций. Власти рассчитывают управлять дефицитом, постепенно снижая его за счет перераспределения существующих ресурсов и использования резервов, а не за счет масштабных займов, заключил член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции.
Свой комментарий по бюджету Петербурга на 2026 год дала «РУ Информ» депутат ЗАКС, замруководителя фракции «Яблоко» Ольга Штанникова. Как известно, депутаты ЗАКС отвергли все 11 поправок «Яблока» к бюджету на следующий год. А на Ольгу Олеговну составили протокол о публичной демонстрации символики экстремистской организации, поводом послужил один пост политика ВКонтакте от 2013 года. Sapienti, как говорится, sat.
«Мы не поддержали и не будем поддерживать этот бюджет, – сказала Ольга Штанникова. – В этот раз объём Резервного фонда запланирован в 45 млрд рублей. В середине октября я интересовалась, сколько было потрачено из Резервного фонда в 2025 году. Выяснилось, что около 22 млрд рублей, это всего 50% от объёма фонда на 2025-ый. Мы предлагали потратить имеющийся запас средств на нужды города, на жильё для не-льготных категорий граждан, на расселение коммунальных квартир, которое при нынешних объёмах финансирования займёт около 60 лет, на ремонт лифтов. Наши предложения не поддержали. Средств на развитие метро в Петербурге выделяется не так много. У нас этим занимается 1 подрядчик. В Москве – минимум 3. При этом расходы на камеры слежения за автомобилями выросли в 7 раз, до 2 600 000 руб. Мы предлагали снять часть средств оттуда, где их можно бы снять, и направить на те сферы жизни города, которым нужна поддержка. На ремонт дорог, на создание перехватывающих парковок. Также мы всё время вносим поправку в закон о бюджетном процессе, чтобы депутаты могли на этот процесс влиять», – рассказала Ольга Штанникова.