Санкт-Петербург

Загрузка курсов...

Предложить новость
Новости
Бюджет Петербурга-2026: приоритеты и не приоритеты
Город в долгах, а инфраструктурные проекты реализовывать надо. Жители коммуналок, малый бизнес, ЖКХ и старые лифты, крепитесь. Бюджетники, ветераны и многодетные, расслабьтесь. Метро?
Опубликовано:13.11.2025 / 17:27
Общество
Автор: Николай Васильев
Бюджет Петербурга-2026: приоритеты и не приоритеты
Фото с сайта ЗАКС Петербурга
Долги и приоритеты

Как писал «РУ Информ», Петербург входит в 2026-й с рекордным (беспрецедентным) дефицитом бюджета, "а на наземку потратят существенно больше, чем на метро". Как выяснилось, не только чем на метро, да простят нам наш французский.

Дефицит бюджет в 189 миллиардов рублей (189 000 млн руб.) – это действительно рекордный дефицит, который составляет около 22% от общего объема доходов бюджета (~860 млрд руб.), отметил в комментарии «РУ Информ» экономист, доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ Александр Родионов. Такой масштаб дефицита — это не рядовое явление, и город должен принять грамотные и взвешенные решения, чтобы его развитие продолжалось, а ситуация с бюджетом не отразилась заметным образом на жизни горожан.

Основные причины рекордного дефицита бюджета – это снижение налоговых доходов, сокращение федеральной поддержки по некоторым программам и высокие обязательства по городскому долгу, объяснил экономист.

«Значительная часть расходов уходит на обслуживание и погашение уже накопленного городского долга. Плюс, инфляция и рост стоимости строительства: запланированные инфраструктурные проекты дорожают, и бюджету приходится изыскивать дополнительные средства на их завершение», – рассказал Александр Родионов.

Несмотря на дефицит, бюджет — это документ о приоритетах, заметил экономист.

«Правительство города четко обозначило, на чем будет сконцентрированы ресурсы. В приоритете — социальная сфера и ключевые инфраструктурные объекты, которые нельзя остановить. Транспортная инфраструктура. Строительство метро: продолжение строительства новых станций и участков (например, Красносельско-Калининской линии). Так как метро — ключевая транспортная система города. Дорожные проекты: развитие Западной скоростной магистрали (ЗСМ), реконструкция вылетных магистралей. Эти проекты часто финансируются за счет госдолга, так как их нельзя заморозить. Социальная сфера: образование и здравоохранение. Зарплаты учителей, врачей, бюджетников — это защищенные статьи. Их не урежут. Будет продолжено строительство новых школ и детских садов, а также ремонт существующих. Социальная поддержка: выплаты пособий, поддержка многодетных семей, ветеранов. Это политически и социально чувствительная тема, поэтому здесь расходы сохраняются. Крупные градообразующие проекты (под контролем федерального центра). Западная скоростная магистраль (ЗСМ). Свяжет ЗСД с трассой «Скандинавия» (на Выборг и Финляндию) в обход жилых районов. Активная стадия проектирования и начала строительства. Создаст новый вылетной коридор. Туристический кластер в Горской. Строительство небоскребов «Газпрома». Трамвайная линия «Славянка». Остров Фортов в Кронштадте. Мосты через Неву», – рассказал Александр Родионов.

Некоторые отрасли, видимо, в приоритеты города на 2026 не попадут.

«Коммунальное хозяйство и благоустройство, уменьшение расходов на ремонт дворов и дорог, а также сокращение программ поддержки для малого и среднего бизнеса. Но все ключевые направления продолжат в городе будут развиваться», – заверил доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ.

Если хочешь победить дефицит, управляй им

Анализ бюджета Санкт-Петербурга на 2026 год действительно показывает рекордный для города дефицит в 189 млрд рублей, но власти рассматривают его как управляемый, о чем свидетельствует план по последовательному снижению дефицита до 125,5 млрд рублей в 2027 году и 70,1 млрд рублей в 2028 году, рассказал «РУ Информ» член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.

При таком дефиците город делает четкие приоритеты в расходах, и основные инвестиции направлены на инфраструктуру и социальную сферу, пояснил собеседник «РУ Информ». Как Социальная направленность бюджета субъекта Федерации, впрочем, сейчас декларируется при разработке основного финансового документа властями буквально каждого региона. Основная причина дефицита — масштабные расходы на развитие, отметил Дмитрий Тортев.

«Помимо транспортных проектов, город делает ставку на частные инвестиции, объем которых в 2024 году достиг рекордных 1,53 трлн рублей. Власти утвердили стратегию, согласно которой за 10 лет в экономику города должно быть привлечено 28,2 трлн рублей инвестиций. Для этого реализуется 66 мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности, включая развитие городской Особой экономической зоны (ОЭЗ) и создание научно-производственных центров (например, по беспилотным авиасистемам). Эти шаги направлены на диверсификацию экономики и создание новых производств, что в долгосрочной перспективе должно увеличить доходную базу. Для покрытия дефицита власти используют консервативные инструменты, не прибегая к резкому увеличению долговой нагрузки. Основной источник покрытия поправок — Резервный фонд правительства города, объем которого на 2026 год запланирован на уровне 45 млрд рублей. Еще один метод — перераспределение средств внутри бюджета. Например, часть новых расходов на здравоохранение в 2026 году планируется сбалансировать за счет экономии на страховых взносах на ОМС для неработающего населения. Вопреки предположению о низкой эффективности, данные указывают на рост промышленного производства в Петербурге, показатель которого в 2024 году составил 110.9% и превысил среднероссийский уровень», – рассказал Дмитрий Тортев.

Исходя из структуры утвержденного бюджета и отклоненных поправок, можно сделать вывод, что ряд направлений получат меньше средств, чем хотелось бы их сторонникам, размышляет Дмитрий Тортев.

«Во-первых, это расселение коммунальных квартир — выделенных 1,8 млрд рублей, по оценкам парламентской оппозиции, всё же недостаточно для быстрого решения проблемы. Во-вторых, это поддержка малого и среднего бизнеса, по этому вопросу поправки о дополнительном финансировании Фонда микрофинансирования МСП на 500 млн рублей были отклонены. Не прошли поправки, касающиеся некоторых социальных инициатив, например, увеличения финансирования бесплатной юридической помощи, социального такси и ремонта дорог» – перечислил собеседник «РУ Информ» в Госдуме.

По мнению собеседника, рекордный дефицит бюджета Санкт-Петербурга на 2026 год — это следствие сознательной политики, нацеленной на интенсивное развитие города, его транспортного каркаса, социальной сферы и создание условий для будущего экономического роста через привлечение частных инвестиций. Власти рассчитывают управлять дефицитом, постепенно снижая его за счет перераспределения существующих ресурсов и использования резервов, а не за счет масштабных займов, заключил член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции.

Коммуналки, лифты, перехватывающие парковки и метро

Свой комментарий по бюджету Петербурга на 2026 год дала «РУ Информ» депутат ЗАКС, замруководителя фракции «Яблоко» Ольга Штанникова. Как известно, депутаты ЗАКС отвергли все 11 поправок «Яблока» к бюджету на следующий год. А на Ольгу Олеговну составили протокол о публичной демонстрации символики экстремистской организации, поводом послужил один пост политика ВКонтакте от 2013 года. Sapienti, как говорится, sat.

«Мы не поддержали и не будем поддерживать этот бюджет, – сказала Ольга Штанникова. – В этот раз объём Резервного фонда запланирован в 45 млрд рублей. В середине октября я интересовалась, сколько было потрачено из Резервного фонда в 2025 году. Выяснилось, что около 22 млрд рублей, это всего 50% от объёма фонда на 2025-ый. Мы предлагали потратить имеющийся запас средств на нужды города, на жильё для не-льготных категорий граждан, на расселение коммунальных квартир, которое при нынешних объёмах финансирования займёт около 60 лет, на ремонт лифтов. Наши предложения не поддержали. Средств на развитие метро в Петербурге выделяется не так много. У нас этим занимается 1 подрядчик. В Москве – минимум 3. При этом расходы на камеры слежения за автомобилями выросли в 7 раз, до 2 600 000 руб. Мы предлагали снять часть средств оттуда, где их можно бы снять, и направить на те сферы жизни города, которым нужна поддержка. На ремонт дорог, на создание перехватывающих парковок. Также мы всё время вносим поправку в закон о бюджетном процессе, чтобы депутаты могли на этот процесс влиять», – рассказала Ольга Штанникова.