
Есть в городе на Неве такая интересная вещь, как жилое строительство на намыве. В акватории Невской губы. Началось это при Валентине Ивановне Матвиенко. Продолжалось и при Александре Дмитриевиче Беглове. Сначала на насыпном грунте построили Морской пассажирский порт. Потом, к 2017 году стали появляться первые жилые дома. На намывных территориях Васильевского острова были возведены жилые комплексы «Морская набережная», «Морской фасад», «Корабли», Cruise Apart, «Морская набережная, Бульвар» и «Морская набережная. Sea View». Последние два ЖК строила группа ЛСР. Компания «Брусника» планирует сдать к 2028 году ЖК «Северный Ветер». Энтузиазм застройщиков был остановлен только в 2023 году.
Часть жителей Петербурга была недовольна намывным строительством – жаловались на неразвитую инфраструктуру новых ЖК, на загрязнение Невской губы и на то, что панорамные виды на акваторию по мере застройки становятся фикцией. Несмотря на скандалы, сопровождавшие эту историю, эксперты отмечали перспективность намывного жилого строительства для экономики города. Много говорилось о том, что такие проекты реализуются и в других странах (правда, за рубежом это делают, в основном, в морских акваториях, а вот застройки небольшого водоёма, подобного Невской губе, не встретишь нигде – прим.ред.).
В 2018 тревогу забила Дирекция КСЗ – Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга или, проще говоря, той самой дамбы, защищающей Северную столицу от наводнений, которые ей, в силу географического положения, периодически угрожают. В Дирекции КСЗ отметили, что дамба уже работает на пределе возможностей, а новая искусственная суша, которую и представляют собой намывы, уменьшит и без того сократившуюся акваторию Невской губы, и угроза её переполнения водами Финского залива и, соответственно, наводнения станет критической. Видимо, в связи с опасениями защитников – безо всякой иронии – города Петербурга от водной стихии намывную стройку и остановили.
Однако, есть ещё один тревожный момент, о котором говорят не так много. Изменившаяся гидрологическая ситуация в акватории Невской губы может создавать критические нагрузки на оборудование Комплекса защитных сооружений. Который, хотя и тщательно поддерживается в надлежащем состоянии, в последнее время испытывает нехватку финансирования.
Строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений началось в 1978 году и закончилось 2012 году, рассказала «РУ Информ» директор Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Галина Козинец.
«С начала проектирования и строительства КЗС прошло более 40 лет, за этот период времени изменился климат, изменились площадь и объем Невской губы, не уточнялись проектные нагрузки на гидротехнические сооружения 2 класса опасности и оборудование Комплекса защитных сооружений.
Так как сократилась площадь и объем воды в Невской губе, нагрузка на затворы дамбы со стороны Невской губы изменилась», – заключила Галина Козинец.
Как сообщила учёный, сейчас регламент работы затворов КСЗ составляет 48 часов. Однако, по мнению Галины Козинец, в связи с произошедшими изменениями проектных нагрузок на КЗС, необходимо выполнение дополнительных научных исследований с целью обеспечения безопасности работы оборудования КЗС в период наводнений.
«Мы неоднократно обращались по этому вопросу в Министерство строительства и ЖКХ РФ, там наше обращение переадресовывают в Минприроды, и так несколько раз по кругу. В сентябре 2025 наш запрос переадресовали в Федеральное агентство водных ресурсов и в Дирекцию Невско-Ладожских бассейновых советов», – рассказала Галина Козинец.
Выполнение научных исследований по обоснованию регламента работы затворов крайне необходимым и важным для надежности работы оборудования и сооружений КЗС в целом, считает учёный.
Редакция «РУ Информ» отправила в Дирекцию КСЗ Санкт-Петербурга подробные вопросы о состоянии оборудования КСЗ и нагрузках, которые оно сейчас испытывает. Нам дал подробные ответы заместитель генерального директора по эксплуатации КСЗ Игорь Полищук. Насколько мы понимаем, управление объектом стратегической безопасности второго города в стране – крайне непростое дело. И к огласке проблем в наши и без того молчаливые времена оно не располагает. В связи с этим мы особенно благодарим уважаемого Игоря Владимировича за диалог.
Все нагрузки на КСЗ действительно рассчитывались в 70-ых-80-х годах, подтвердил Игорь Полищук. По словам собеседника «РУ Информ», проект КСЗ изначально был рассчитан с большим запасом прочности, который был заложен с учётом возможных долгосрочных изменений гидрометеорологической и климатической обстановки.
Все элементы КСЗ находятся под постоянным мониторингом, регулярные обследования, включая ультразвуковой контроль, не выявляют отклонений за пределами проектных допусков, сообщил заместитель гендиректора КСЗ. Уровень износа основных элементов дамбы является нормативным, уверен Игорь Владимирович. При этом любая сложная инженерная инфраструктура требует планового ремонта и техобслуживания. На основе регламентов и планов проведения техработ сотрудники КСЗ ведут ремонт электротехнического и гидротехнического оборудования, проводят замену выработавших свой ресурс узлов и агрегатов, осуществляют антикоррозионную защиту и восстановление защитных дамб до проектных отметок.
При этом (внимание) «в текущем периоде для полного обеспечения полного объёма работ по эксплуатации КСЗ выделяемого объёма федерального финансирования недостаточно», сообщил Игорь Полищук. Как рассказал заместитель гендиректора КСЗ, Дирекция принимает все необходимые меры для решения этого «острого» вопроса и надеется, что в ближайшее время финансовое положение улучшится и бюджет финансирования вернётся к «нормативным» объёмам.
Вероятность неблагоприятных природных явлений и, в том числе, наводнений в Петербурге за последние годы, безусловно, выросла, сообщил Игорь Полищук. До открытия КСЗ в 2011 году в Петербурге было зафиксировано 308 наводнений. За 14 лет Комплекс предотвратил 38 нагонных явлений – то есть, частота возникновения неблагоприятных природных явлений выросла в 2,7 раза, отметил заместитель генерального директора по эксплуатации КСЗ Санкт-Петербурга.
В ответе Дирекции КСЗ, присланном редакции «РУ Информ», указано полное название учреждения – ФКП «Дирекция КСЗ г.СПб Минстроя России». Исходя из этой немудрёной логики, «РУ Информ» отправил запрос в Минстрой. В Министерстве, в зону ответственности которого входит учреждение, ответили, что по вопросу исследований нужно обратиться в другое ведомство.
Поддержание работоспособности КСЗ Санкт-Петербурга и обеспечение его эксплуатации финансируется из федерального бюджета, в соответствии с учреждённым планом, сообщили в Минстрое (как мы уже поняли, финансирование сократилось – прим. ред.). Минстрой в целом поддерживает проведение научных исследований, сообщил директор Департамента финансов и имущественных отношений Министерства строительства и ЖКХ РФ Сергей Баринов. Однако, в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 №1219, «Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования водных объектов». А Росводресурсы «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере водных ресурсов». Вот туда, мол, и надо обратиться.
Мы и обратились.
«В Минприроды России обращения по поводу технического состояния комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга не поступали. Объект находится под управлением ФКП «Дирекция КЗС г. Санкт-Петербурга Минстроя России». Согласно законодательству, собственник или эксплуатирующая компании обязаны обеспечивать безопасность таких объектов. Государственный контроль в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). За комментарием по поводу состояния технических систем комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга рекомендуем обратиться в пресс-службу этого ведомства», – ответили в Росводресурсах.
Также «РУ Информ» отправил ряд вопросов застройщикам ЛСР и «Брусника», осуществляющим строительство на намыве в акватории Невской губы. Застройщики ничего не ответили.
Итак, на настоящий момент вся ответственность за состояние КСЗ возложена, по сути, на хрупкие плечи его Дирекции, а региональные и федеральные власти ничего делать не хотят. Идеальная ситуация для идеального наводнения.
По мнению депутата ЗАКС Санкт-Петербурга Михаила Амосова, беспокоиться о нагрузках на КСЗ в акватории Невской губы не стоит. Одно время строительство на намыве вызывало большой энтузиазм, но из-за угрозы переполнения Невской губы и, соответственно, наводнения этот энтузиазм власти в какой-то момент решили умерить. Новые проекты намывного строительства свернули. «Однако, намывы привели к замутнению воды и ухудшению экологической обстановки в акватории Невской губы», – отметил депутат ЗАКС.
Действительно, СМИ сообщали о том, что акватория Невской губы загрязнена, и не только от намывов, а от разных источников. Любопытно, что гидростатическая нагрузка на гидростатические сооружения рассчитывается по формуле, в которой есть такой показатель, как удельный вес воды – то есть, отношение плотности воды к плотности некоего эталонного вещества. У мутной, загрязнённой воды плотность несколько выше. Впрочем, как пояснила «РУ Информ» Галина Козинец, это превышение ничтожно и не оказывает никакого серьёзного воздействия на оборудование дамбы. Что ж, и слава Богу, если так.
У покойного лидера группы Nirvana, кумира молодёжи 90-х Курта Кобейна была песня, в которой пелось: «I think I DUMB maybe just happy» (перевод – «мне кажется, я тупой или, возможно, просто счастливый» - прим. ред.). Пусть нам простят эту межязыковую игру слов, но не хотелось бы, чтобы счастье и метеорологическое спокойствие города Петербурга носили оттенок неведения и непонимания возможных, пусть и не выглядящих для кого-то серьёзными, рисков. На наш взгляд, и исследования нужно провести, и эксплуатацию дамбы финансировать, как следует. Иначе изменившийся климат, Финский залив, Невская губа и оборудование КСЗ когда-нибудь сами дадут «обратную связь» Смольному, Минстрою, Минприроды, Росводресурсам, застройщикам и, главное, жителям Петербурга. Это мы о наводнении, это если вы не поняли.