
Суд в Петербурге отказал местной жительнице в удовлетворении иска к медицинской организации, специализирующейся на процедурах экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), в связи с отсутствием нотариального согласия ее умершего супруга на использование совместно созданных эмбрионов после его смерти. Об этом в четверг сообщила глава объединенной пресс-службы судов города Дарья Лебедева.
Как следует из материалов дела, супруги обратились в репродуктивную клинику в период совместной жизни с целью прохождения процедуры ЭКО. В рамках подготовки мужчина сдал биологический материал, после чего специалистами клиники было создано и криоконсервировано три эмбриона. Однако мужчина скончался до рождения первого ребенка.
Спустя три года после смерти супруга женщина обратилась в ту же клинику с просьбой провести перенос оставшихся эмбрионов, однако получила отказ. Медицинская организация сослалась на отсутствие нотариально удостоверенного согласия мужчины на использование эмбрионов в случае его смерти, а также на действующие положения законодательства, регламентирующие порядок проведения ЭКО.
Женщина подала иск в суд, настаивая на нарушении ее репродуктивных прав и права на материнство. В обоснование своих требований она указала, что эмбрионы были созданы при жизни супруга и по обоюдному согласию.
Суд, рассмотрев представленные материалы, пришел к выводу о правомерности отказа клиники. В решении указано, что действующее законодательство Российской Федерации требует обязательного нотариального согласия обоих супругов на проведение ЭКО, включая отдельное согласие на использование генетического материала после смерти одного из партнеров.
Также отмечается, что в подобных случаях замороженные эмбрионы могут быть исключительно сохранены, переданы другой медицинской организации или уничтожены, но не использованы без соответствующего волеизъявления умершего.