«Отклик» произошёл вне правового поля. А мог ли он осуществиться легально? И чего ждать, если въезд в центр города станет платным?
После 3-кратного подорожания парковки в Санкт-Петербурге некоторые жители, паркуя свои автомобили, стали снимать с них номерные знаки. Эти машины уже начали отвозить на штрафстоянки. «РУ Информ» расспросил депутатов питерского ЗАКС, а также представителя сферы такси в Санкт-Петербурге об этом инциденте и о том, что же будет с городом и с нами.
Лояльность Парламента и «посмотрим» городских властей
По мнению депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместителя председателя фракции «Яблоко» Ольги Штанниковой, все важные для горожан вопросы, в том числе, касающиеся платы за пользование городскими парковками, должны открыто обсуждаться и регулироваться законами.

«В апреле 2025 в ЗАКСе рассматривался законопроект о разделении полномочий между ЗАКС и исполнительной властью, – рассказала депутат. – Этим законом правительству города полностью передавалось право определять порядок расчёта платы за пользование платными парковками и устанавливать максимальный размер такой платы.. Фракция «Яблоко» тогда проголосовала против (кроме «яблочников» против выступил еще один депутат). А парламент в очередной раз самоустранился от принятия решений в пользу Смольного. «Яблоко» считает, что все важные вопросы, которые затрагивают интересы широкого круга граждан, должны открыто обсуждаться и регулироваться законами. Контроль со стороны парламента действий администрации в таких вопросах – гарантия защиты интересов граждан. Например, правительство разрабатывает свои предложения и вносит их в виде законопроекта в парламент, а депутаты после публичного обсуждения этих предложений принимают закон. Это становится дополнительной гарантией соблюдения прав граждан. По сути, депутат является представителем своих избирателей и защищает интересы граждан. А у исполнительной власти другие задачи, и сейчас, в первую очередь «обеспечение дополнительных поступлений в бюджет», а это чисто фискальный подход к регулированию системы платных парковок », – заметила собеседница «РУ Информ».
Как рассказала Ольга Штанникова, повышение платы за парковку в Санкт-Петербурге отчасти произошло, как некий эксперимент.
«От представителей Комитета по транспорту звучат такие слова, вот, мы ввели плату и теперь посмотрим, как это отразиться на горожанах, занятости парковок и работе общественного транспорта, – рассказала депутат «Яблока». – Но в моём представлении, сначала нужно выяснить, как отреагируют граждане. Однако, сейчас, как мы видим, депутаты отдают свои полномочия исполнительной власти, тем самым обесценивая свою роль, как представителей интересов граждан. В результате люди, недовольные резким подорожанием парковки, снимают номера с машин, что, конечно, является незаконным действием», – заключила депутат.
Ну вот, собственно, и «посмотрели» на людей. Осталось посмотреть на общественный транспорт.
Недавно некоторые депутаты «Единой России» задавали вопросы по поводу подорожания парковки в Санкт-Петербурге, но делать это, по мнению зампреда парламентской фракции «Яблоко», было уже поздно и бессмысленно.
Как выяснил «РУ Информ», от «Единой России» вопросы к повышению цен на парковку были у 2 депутатов – Михаила Барышникова и Наталии Астаховой. Наталия, как нам известно, задала на комиссии по транспорту, прошедшей в городском Парламенте 21 октября, аж 8 вопросов по этому поводу. Депутат ЕР Михаид Барышников, тоже озвучил на этом мероприятии 3 вопроса, ответы на которые, по словам депутата, «вызывают серьёзную озабоченность». По крайней мере, так депутат выразился в своём посте ВКонтакте на эту тему.
Когда «РУ Информ» удалось связаться с Михаилом Барышниковым через помощников депутата, пост уже оказался удалён. Так что, возможно, «серьёзная озабоченность» нам померещилась. Тем не менее, мы поинтересовались, о чём были вопросы на заседании комиссии по транспорту.
«Меня волнует вопрос о парковках у жд-станций. Кто в городе будет заниматься этим вопросом? У нас с РЖД единый тариф, люди все больше будут пользоваться городским транспортом, а отдаленные города Ломоносов, Петергоф, Красное Село, Горелово…, до этой электрички должные еще доехать. Ехать в город на своем транспорте будет просто не разумно. Это было основным моим вопросом», – рассказал депутат «ЕР».
Но ведь были, кажется, и вопросы, связанные с уточнением возросшей из-за подорожания парковки нагрузки на инфраструктуру общественного транспорта?
«Просчитывал ли Комитет перед вводом новых тарифов в зоне платной парковки какое количество людей пересядет с автомобиля на общественный транспорт? – подтвердил Михаил Иванович. – Обеспечит ли городской транспорт увеличенный пассажиропоток? Нам ответили, что городской транспорт справится с нагрузкой в центре».
«Вас, как депутата, удовлетворили ответы исполнительной власти? То есть, можно ли считать, что способность инфраструктуры общественного транспорта Санкт-Петербурга выдержать увеличившиеся нагрузки больше не вызывает какой-либо тревоги?», – спросил «РУ Информ».
«Пока да», – ответил Михаил Иванович.
В апреле 2024 депутаты городского Парламента в ходе обсуждений проголосовали, почти в полном составе, за передачу исполнительной власти, в том числе, всех функций, связанных с установлением парковочных зон и тарифов их использования.
«Как Вам кажется, каковы последствия этого решения и не делают ли они напрасными попытки скорректировать уже принятую новую систему тарифов? Проводились ли какие-то общественные обсуждения этих тарифов перед их принятием?», – спросил «РУ Информ». На эти вопросы ответа не последовало.
Но стало понятно, что даже у «Единой России», локомотивом продвигающей все начинания властей, возникли вопросы к подорожанию парковки и возможностям общественного транспорта в Санкт-Петербурге.
Подготовка почвы под платный въезд?
На самом деле, никто не знает, справится ли общественный транспорт Петербурга с выросшей нагрузкой, считает Ольга Штанникова.
«Происходит великий эксперимент», – сформулировала депутат «Яблока».
На 2026 год поступления в бюджет Санкт-Петербурга от платной парковки заложены в размере более 11 млрд руб, рассказала Ольга Олеговна. Но это не единственная интересная цифра, известная собеседнику.
«Недавно мы обсуждали корректировку городского бюджета на 2025 год. Комитет по транспорту на 287 млн рублей сокращает статью в части устройства автостоянок и перехватывающих парковок. На эти цели было заложено бюджетом 1 млрд 100 млн рублей, теперь 287 млн из этой суммы снимаются как невостребованные. То есть, в бюджете уменьшается финансирование этой статьи, но закладываются огромные поступления от платной парковки на следующий 2026 год (более 11 млрд рублей, что в два раза больше чем в 2025 году). Город не строит перехватывающих парковок, не создаются обходные пути, минующие центр города. Поэтому наша фракция считает, что всё происходящее с платными парковками имеет чисто фискальный характер. Центр, вероятно, в какой-то степени разгрузится, но за счет ущемления интересов большого числа горожан», – считает депутат ЗАКС.
Подорожание парковки однозначно является подготовкой почвы для платного въезда автомобилей в центр Санкт-Петербурга, считает представитель Общественного совета по развитию такси в СЗФО Андрей Белов. С точки зрения представителя отрасли, и та, и другая мера являются правильными.
«Повышение платы за парковку должно способствовать появлению свободных парковочных мест в центре. Ещё одна цель – чтобы люди ездили в центр на общественном транспорте: метро, автобусы, трамваи, такси. Я уже много лет пересаживаюсь в центре на общественный транспорт, потому что не считаю целесообразным въезжать на своей машине: очень долго ищешь парковку. Что касается того, что некоторые люди стали снимать номера со своих машин, чтобы не платить за парковку, то на основании ч.2 ст. 37.3 Административного кодекса Санкт-Петербурга это совершенно незаконно. На наш взгляд, такое волеизъявление людей должно жестоко наказываться. Стоило бы увеличить и плату за парковку – поднять её, например, до 500 рублей в час, – и штрафы. Тогда в центре появятся места, свободные от частных автомобилей, и такси смогут нормально парковаться и высаживать клиентов», – рассказал Андрей Белов.
Не слишком ли резко подорожала парковка для не богатеющих, в общем-то, петербуржцев?
«Те, кто так считают, могут пересесть на общественный транспорт», – парировал Андрей Белов.
А выдержит ли общественный транспорт Петербурга такую нагрузку?
«Год назад в Петербурге прошла транспортная реформа, запущены высококлассные автобусы, которые совершенствуются, закупаются более новые модели. Идёт обсуждение по поводу новых остановок, обогреваемых, защищённых от ветра, c usb-зарядками. Администрация думает не только о том, как собрать деньги с горожан, но и и о том, как улучшить общественный транспорт, а для того, чтобы закупить хорошие автобусы и сделать хорошие остановки, городу нужно заработать деньги», – считает Андрей Белов.
Платный въезд в центр – правильная идея, но очень важно, как она будет осуществляться, отметил собеседник «РУ Информ».
«Где будут установлены границы платного въезда, кому будет разрешён въезд по часам, по дням недели, по тоннажности, по маркам машин, по спецразрешениям и т.д. – пояснил Андрей Белов. – И, конечно, я не представляю платный въезд без перехватывающих парковок. Это будет просто куча запрещающих знаков на границе платной зоны, и люди всё равно будут бросать там машины, не имея других вариантов, и начнётся сплошная эвакуация. Проект платного въезда в центр надо обсуждать с участием Комитета по транспорту, Госавтотранса, представителей таксомоторного транспорта…»
А жители Петербурга должны принимать участие в таком обсуждении?
«Интересы жителей должны представлять депутаты ЗАКС Санкт-Петербурга», – резонно заметил представитель Общественного совета по развитию такси в СЗФО.
Вот мы и вернулись «на такси» к депутатам, отдавшим исполнительной власти все функции в парковочном вопросе. Что-то подсказывает, что так может произойти и с платным въездом, если его, как говорится, продавят. И тогда, вероятно, «обратная связь» от населения будет поступать Смольному тем способом, который Смольному вряд ли понравится. Может, стоит спросить людей заранее?