
Как рассказал «РУ Информ» эксперт в управлении отелями, бывший генеральный менеджер сети отелей Marriott International Яков Адамов, с 2021 года гостиничный рынок Санкт-Петербурга номинально растёт, поскольку растет показатель RevPar – средняя выручка от одного номера за определённый период.
«С 2022 по 2024 включительно рынок рос, опережая показатели официальной инфляции», – отметил эксперт.
Однако, в 2025 году рост замедлился, хотя и, скорее всего, остался двузначным по показателю RevPar, сообщил Яков Адамов.
«Проведённый мной анализ по итогам 2024 года показывает, что, если дисконтировать рост на инфляцию, то мы едва ли дотягиваем до тех показателей, что были до Covid – до 2019 года. Если же добавить обесценение рубля и посчитать в валюте, то у нас будет уже не рост, а спад к 2019 году. Так что тут как посмотреть на цифры», – заметил собеседник «РУ Информ».
В первую очередь, рост гостиничного рынка по Санкт-Петербургу замедляется по причине растущей цены на номер (ADR), из-за которой загрузка гостиничного фонда уже перестала расти или даже стала отрицательной в 2025 году, пояснил эксперт. Поэтому собственникам необходимо будет планировать снижение GOP – прибыли, которую гостиница получает от своей основной деятельности до вычета затрат, – и жертвовать прибылью ради сохранения бизнеса.
«И вот этот выбор придётся сделать в 2026 году, этот год будет очень сложным, – прогнозирует Яков Адамов. – Поднимать цену так же, как раньше, отельеры не смогут, загрузка будет снижаться. Стоит ожидать стабилизацию рынка или даже спад».
При этом, как отметил собеседник «РУ Информ», важно то, что рост цен был для отельеров единственным способом компенсировать рост издержек. Затраты гостиниц растут – от электроэнергии и персонала до продуктов и химии и других расходников. На показатели Санкт-Петербурга негативно влияет с точки зрения доходности ввод в эксплуатацию большого количества апарт-отелей, поскольку предложения в низкий сезон намного больше, чем спроса, заключил бывший генеральный менеджер сети отелей Marriott International.
В 2025 году сохраняется последовательный рост ADR (средний тариф продажи номера, без питания и дополнительных услуг), однако темпы прироста показателя постепенно снижаются, рассказал «РУ Информ» петербургский отельер, основатель и руководитель компании Hotel Advisors Сергей Данильченко.
«В среднем по России с начала года ADR вырос на 8,2%, а в Петербурге с начала года до конца октября, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — на 11%. То есть, прирост в Петербурге сопоставим со средними показателями по городам России», – рассказал Сергей Данильченко.
При этом по загрузке отелей и гостиниц в Северной столице удерживается тренд на снижение, сообщил отельер.
«В среднем по многим городам страны с начала года наблюдается спад — минус 3,1%. В Петербурге также фиксируется снижение загрузки — минус 2,1%. Спад начался в начале года, наиболее заметное негативное изменение отмечено с июня. При этом снижение затронуло как классические гостиницы, так и апарт-отели. По категориям отелей изменения следующие: в сегменте 3* — минус 4,6%, в категории 4* — минус 1%, в 5* — минус 2%. Как итог, прирост показателя RevPAR (выручка на доступный для продажи номер) замедляется и, что важно, не поспевает за ростом уровня накопленной инфляции», – подчеркнул Сергей Данильченко.
В целом по городам России прирост RevPAR с начала года составляет всего 4,8%, в Санкт-Петербурге — около +8,7%, но ещё в прошлом году за аналогичный период показатель составлял почти +18%, отметил отельер.
«Если говорить о том, что туристический сбор в Санкт-Петербурге недобрал половину запланированных средств, то основной вопрос — как изначально формировались планы и оценки количества гостей и динамики рынка. Ещё год назад мы отмечали, что показатели в гостиницах не будут расти теми же темпами, что в 2023 или 2024 году. Возможно, расчёты и прогнозы строились на основе успешных годов, а в текущем году рынок фактически вышел на плато или даже начал снижаться. Соответственно, запланированные бюджетные показатели не были достигнуты», – заключил основатель и руководитель компании Hotel Advisors.
Ну что ж, остаётся подорожавшая в 3-4 раза парковка, это инструмент более надёжный. В вопросах пополнения городского бюджета проще полагаться не на туристов, а на жителей, жители так просто не уедут.